smiroslav (smiroslav) wrote,
smiroslav
smiroslav

Category:

Православное духовенство в Русско-японскую войну

А.Н. Лушин, председатель Нижегородского отделения Историко-родословного общества в Москве

       В первые дни русско-японской войны в храмах Нижнего Новгорода были тожественно отслужены молебны за победу российского оружия. 29 января 1904 года епископ Назарий после прочтения манифеста о начавшейся войне с Японией обратился в Спасо-Преображенском кафедральном соборе с речью к нижегородцам, призвав их единодушно послужить, не щадя сил, любимому Отечеству.


* Сестры милосердия нижегородского отделения Российского Обществыа Красного креста с губернатором П.Ф. Унтербергером, вице-губернатором Е.П. Фредериксом и епископом Нижегородским и Арзамасским Назарием (сидит в центре). В среднем ряду 3 слева - врач П.М. Михалкин, 2 справа - младший врач военно-санитарного отряда РОКК О.М. Бибихин. Этот отряд убыл весной 1904 г. на Дальний Восток.

      В действующей армии находилось в то время немало нижегородцев, как в офицерском корпусе, так среди рядовых воинов. Чтобы ободрить своих земляков-воинов и поддержать их высокий патриотический настрой, священник села Байково Александр Бельский направил на Дальний Восток несколько посланий, которые предварительно прочитал в храме прихожанам. Обращаясь к офицерам и солдатам, вступившим в жестокую войну на восточной окраине Российской империи, священник восклицал: «Враги восстали против Церкви святой и веры православной, и мы, народ русский, никогда не изменим им. Пусть враги наши помнят, что у нас был Сусанин, положивший жизнь за Царя, пусть помнят враги, что у нас на Руси были Минин и Пожарский, которые собирали рати, и своей грудью становились на защиту святой Церкви и веры православной и выгоняли врагов из своего Отечества» (1). Вместе с посланиями на театр боевых действий были направлены молитвенники, крестики и иконки.
       В одном из ответных писем рядовой А.Н. Бардин сообщил, как нижегородцы-солдаты искренне любят и почитают своих полковых священников, которые «в свободное от боя время в воскресные дни служат под открытым сводом небес, среди Маньчжурских гор, обедни и вечерни, а во время боя помогают на перевязочных пунктах медицинскому персоналу, подают помощь раненым» (2).
        Генерал В.А. Романов, оценивая деятельность военного духовенства на Дальнем Востоке, писал: «Священники с крестом они храбро идут впереди полка во время битвы, по окончании помогают перевязывать раненых и вообще не брезгуют никакой работой. Просто, святые люди, люди не от мира!» (3). Среди военных пастырей в русской армии находился нижегородец - священник 237-го Кремлевского пехотного резервного полка 60-ой дивизии о. Василий Садовский (4). Эту военно-духовную должность он исполнял до конца русско-японской войны, то есть два трудных года, после чего летом 1906 года возвратился в родную Нижегородскую епархию настоятелем храма села Новомихайловка Лукояновского уезда.
        О тяготах военно-духовного служения во время русско-японской войны подробно писал протоиерей Митрофан Сребрянский: «Что делать, если Господь поставил меня священником в конном полку? Не по прихоти своей я с полком езжу. Святой антиминс у меня всегда на груди вместе со Святыми Дарами, значит в двуколке только иконы. Полковой врач и священник всегда находятся при полковом резерве, куда, конечно, может случайно залететь снаряд. Но на то уж воля Божия. В последнем бою, 18 июля, я приобщил пятнадцать тяжело раненых (одного офицера), из которых пять по дороге умерли.  Если бы меня там не было, они бы умерли бы так, без напутствия» (5).
   В военные полевые госпитали по благословению правящего архиерея были направлены из нижегородских мужских монастырей иеромонахи, имевшие опыт духовно-социального служения: Виссарион из Благовещенского монастыря, Серафим из Городецкого Феодоровского монастыря, Андрей из Оранского монастыря, Платон из Арзамасского Спасского монастыря и Тихон из Острово-Езерской обители (6).
   В Нижнем Новгороде в военном гарнизоне священник Василий Кармазинский проводил духовное окормление офицеров и солдат запасных воинских подразделений, за что был удостоен в мае 1905 года Святейшим Синодом награждения по военно-духовному ведомству камилавкой.
    Нижегородское духовенство, как регулярно сообщали «Нижегородские епархиальные ведомости», постоянно жертвовало собранные в приходах и монастырях денежные суммы на военные нужды, организовывало кружечные сборы на больных и раненых воинов на Дальнем Востоке, а также отправляло в действующую армию для земляков теплую одежду, нижнее белье, носки, полотенца, книги духовного содержания. Главнокомандующий войсками генерал-адъютант А.Н. Куропаткин из далекого Мукдена прислал нижегородскому епископу Назарию телеграмму: «От сердца благодарю Ваше Преосвященство, духовенство и приходы за добрые пожелания и крупное пожертвование нашим воинам» (7). От Святейшего Синода в адрес правящего архиерея было направлено благословение нижегородскому духовенству за пожертвования, добровольно сделанные им на военные нужды, о чем сообщалось читателям в «Нижегородском церковно-общественном вестнике».

Источники:

  1. Священник А.Бельский. Переписка с воинами Дальнего Востока во время русско-японской войны. Нижний Новгород: тип. Губерн. Правления, 1909. С.12-1

  2. Там же. С. 14.

  3. Священнослужители на войне//Нижегородские епархиальные ведомости. 1904. № 20. 15 октября. С.533-537.

  4. ГУ ЦАНО. Ф.570. ООп.559. Д.42. Нижегородская духовная консистория. Л. 18.

  5. Сребрянский Митрофан. Дневник полкового священника, служащего на Дальнем Востоке. М.:Отчий дом, 1996. С. 328.

  6. ГУ ЦАНО. Ф. 570.Оп. 559. Д. 42. Нижегородская духовная консистория. Л. 3-17.

  7. Нижегородские епархиальные ведомости. 1905. № 2. 15 января. С. 58.


 
Tags: Лушин А.Н., Нижегородские тайны, Станислав Смирнов, русско-японская война
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment